Преподобномученик Афанасий известен как один из бескомпромиссных борцов с последствиями Брестской унии 1596 г. По условиям унии ряд епархий Киевской митрополии на территории Речи Посполитой переходили в юрисдикцию Римско-Католической Церкви, лишь формально сохраняя восточный православный обряд.
Родился Афанасий около 1595-1600 гг. в семье обедневшего шляхтича или городского ремесленника. Предполагают, что это была благочестивая белорусская семья Филипповичей.
Начальное образование Афанасий получил в одной из православных братских школ, но, желая более глубоких знаний, поступил в Виленскую иезуитскую коллегию, куда принимались молодые люди всех христианских конфессий.
Окончив обучение, Афанасий начинает службу в качестве домашнего наставника в домах шляхты. В 1620 г. молодого гувернера, зарекомендовавшего себя богатыми знаниями, пригласил на службу Лев Сапега, канцлер Великого Княжества Литовского. Сапега поручил Афанасию воспитание мальчика, представленного ему русским царевичем Иоанном, — якобы внуком Иоанна IV Грозного от его младшего сына Дмитрия.
Семь лет служил Афанасий наставником лжецаревича, приходя постепенно к уверенности, что этот «некий царевич московский... и сам о себе не знающий, что он такое», является очередным самозванцем.
Несправедливость по отношению к православным, интриги, разгульная жизнь, которые он видел вокруг себя, породили в Афанасии намерение оставить мирскую суету. Он удалился в Виленский Свято-Духов монастырь, где в 1627 г. принял постриг. Отсюда Афанасий был послан в Кутеинский монастырь под Оршей, а затем — в Межигорский около Киева, где «не малое время учился воле Божией и жизни по закону». Некоторое время спустя Афанасий был рукоположен во иеромонаха и назначен наместником Дубойской обители под Пинском. Через три года, в 1636 г., братия этого монастыря была силой изгнана иезуитами. Афанасий нашел приют в Купятицком монастыре, главной святыней которого была чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Здесь, под святым покровом «малой размерами, но великой чудесами» иконы, и продолжил блаженный Афанасий свой монашеский подвиг.
По благословению игумена в ноябре 1637 г. иеромонах Афанасий отправился собирать пожертвования. Для этого он решил отправиться в Москву, чтобы, собирая пожертвования, искать защиты православия у русского царя. Незадолго перед дорогой ему было видение, которого сподобился и игумен обители: в пылающей печи горели король Сигизмунд, папский нунций и канцлер Сапега
Множество трудностей пришлось испытать св. Афанасию по пути в Москву. Он составил записку царю, в которой показал бедственное положение Православной Церкви в Речи Посполитой. Он был принят государем и покинул Москву со щедрыми пожертвованиями.
В 1640 г. Афанасий стал игуменом монастыря св. Симеона Столпника в Бресте. Он разыскал старые грамоты, которыми подтверждались права брестских православных, и отправился в Варшаву на сейм с намерением отстоять свободу православного богослужения и обрядов, но потерпел неудачу.
За резкие выпады в адрес короля Афанасия арестовали и сослали в Киев. В Киеве преподобный был оправдан и по просьбе братии брестского монастыря восстановлен в игуменском достоинстве. Вернувшись в Брест, преподобный вел непрерывную борьбу за святое православие, отдался монашеским подвигам. Уединенная жизнь иноков постоянно нарушалась нападениями на монастырь, издевательствами, насмешками со стороны иезуитов и униатов.
Святой игумен вновь пытался добиться справедливости, но в ноябре 1644 г. был снова взят под стражу. В заточении Афанасий трудится над своим дневником под названием «Диариуш». Туда вошли воспоминания, автобиография, послания и письма, богословские трактаты и духовные стихи. После его смерти «Диариуш» был дополнен монахами Симеоновского монастыря, описавшими его последние дни и мученическую смерть.
Из тюрьмы преподобный Афанасий написал королю Владиславу IV три послания с просьбой защитить Православную Церковь. Результатом было то, что Киевскому митрополиту было предписано отправить его в такое место, где бы он уже не мог «чинить никаких тревог». Митрополит оставил его в Киево-Печерском монастыре, но спустя некоторое время по просьбе братии Афанасий возвратился в родной монастырь.
Однако, вернувшись в Брест, игумен Афанасий недолго пребывал спокойно в своей обители. В дни восстания Богдана Хмельницкого (1648) во время литургии в монастыре его арестовали по обвинению в измене польскому королю и помощи восставшим казакам. Когда обвинение не подтвердилось, судьи спросили преподобного: «Ты проклинаешь унию?» «Да, — ответил святой Афанасий, — потому что она и есть проклята». Этого было достаточно для тех, кто жаждал крови брестского игумена.
Фанатичные гайдуки воеводы Мосальского после жестоких пыток расстреляли мученика Афанасия возле деревни Гершоны под Брестом (в других источниках говорится, что его закопали живьем в землю). Нетленное тело святого иноки перенесли в монастырь и с почетом захоронили в главном храме монастыря в честь преподобного Симеона Столпника.
Почитание его как святого началось практически сразу после смерти. Известно, что спустя 10 лет после мученической кончины Брестского игумена царю Алексею Михайловичу неоднократно докладывали, что над мощами преподобного мученика сияет чудесный свет.
8 ноября 1815 г. при пожаре в Симеоновской церкви расплавилась медная рака с мощами святого Афанасия, и уже на следующий день священник Самуил Лисовский нашел частицы мощей мученика и положил их на оловянном блюде под алтарем монастырской трапезной церкви. Б 1823 г. при принятии церковного имущества новым настоятелем Автономом подлинность их была засвидетельствована присяжными показаниями семи брестских жителей, присутствовавших при собирании частиц мощей после пожара. Вскоре Минский архиепископ Антоний (Зубко) по просьбе Автонома распорядился «положить мощи в ковчег и хранить оные в церкви с благоприличием».
Было написано сказание о его гибели, сложено церковное песнопение в его честь; 30 августа 1819 г. архимандритом Маркианом написаны тропарь и кондак. Неизвестно, когда было установлено официальное празднование, однако Афанасий Брестский именуется преподобным мучеником, причисленным к лику киевских святых, еще в «Истории об унии» святителя Георгия (Конисского). В XIX в. его память совмещалась с празднованием Оршанской иконы Божией Матери.
20 сентября 1893 г. был возведен храм во имя святого преподобномученика Афанасия Брестского в Гродненском Борисоглебском монастыре, а осенью следующего года частица его святых мощей была перенесена в Леснинскую женскую обитель Пресвятой Богородицы в Провемоне (Франция).
В 1995 г. во время визита Патриарха Алексия II частица мощей святого перенесена из Франции и ныне находится в Брестском Свято-Симеоновском кафедральном соборе.
На месте его кончины была воздвигнута часовня, а затем при ней возник монастырь — Свято-Афанасиевский Брестский мужской монастырь (в д. Аркадия, ныне в пределах г. Бреста). В честь Афанасия Брестского в Бресте было создано православное сестричество.
В 1984 г. по благословению Патриарха Пимена имя Афанасия включено в Собор Белорусских святых. Храм преподобномученика Афанасия Брестского построен в 2005- 2008 гг. в Минске в военном городке Уручье.
По книге «Православные святые земли Белорусской».
Богослужебные тексты | ||
---|---|---|
Службы | Акафисты | Тропари |
![]() ![]() |
![]() ![]() |